Экскурсия по угольной шахте «Подмосковной» (41 фото)

Интересное и невероятное Самое интересное : Экскурсия по угольной шахте «Подмосковной» (41 фото)

Сегодня мы с вами отправляемся в угольную шахту, спустимся на глубину 70 метров и посмотрим как она устроена.

Угольная шахта «Подмосковная», расположенная в Тульской области (в 9 км от поселка Грицовский) на данный момент является единственной угольной шахтой во всем центральном регионе России. Шахта всегда считалась очень перспективным предприятием, но в последнее время в центральном регионе отказываются от использования угля для получения энергии. Упадок начался в 90-х годах, а ранее в одной только Тульской области работало более 30 угольных шахт, а еще были шахты в Рязанской, Тверской и Смоленской областях.

Главный инженер шахты Сысоев Юрий Львович устроил замечательную экскурсию, переоделся в рабочую одежду и подробно рассказал о внутреннем устройстве шахты. На шахте он работает более 25 лет.1. Строительство шахты началось в 1967 году, предполагалось что это будет одной из крупнейших шахт Подмосковного угольного бассейна. Шахта была сдана в эксплуатацию в 1974 году.
Интересное и невероятное Самое интересное : Экскурсия по угольной шахте «Подмосковной» (41 фото)

2. В данный момент на предприятии задействовано около 80 человек, которые работают в 4 смены. Добыча угля производится очень малыми объемами, а учитывая текущую отпускную цену угля все это совершенно не рентабельно для шахты.
Интересное и невероятное Самое интересное : Экскурсия по угольной шахте «Подмосковной» (41 фото)

3. Основным видом транспорта на шахте является узкоколейная железная дорога с колеей 900 мм. На наземном участке работает 3 электровоза, а под землей — 7.
Интересное и невероятное Самое интересное : Экскурсия по угольной шахте «Подмосковной» (41 фото)

4. Гора пустой породы (террикон) расположенная вдали насыпается по очень интересной технологии. Туда ездит вагонетка по тросу закрепленному к мачте. Подвесная канатная дорога вдвойне уникальна тем, что является одномачтовой. Высота террикона примерно 50 метров, а верхняя точка мачты около 120 метров.
Интересное и невероятное Самое интересное : Экскурсия по угольной шахте «Подмосковной» (41 фото)

5. Общий вид шахты. Прошлый кадр был снят от огромной звезды на самой высокой точке здания шахты. Красная звезда размером более 1 метра давно уже перегорела…
Интересное и невероятное Самое интересное : Экскурсия по угольной шахте «Подмосковной» (41 фото)

6. Можно сказать, что угледобывающая отрасль находится на волоске от смерти.
Интересное и невероятное Самое интересное : Экскурсия по угольной шахте «Подмосковной» (41 фото)

7. Теоретически существуют проекты по развитию этой отрасли, но пока никаких реальных действий не предпринимается. До 90-х годов на шахте было задействовано более 1800 человек.
Интересное и невероятное Самое интересное : Экскурсия по угольной шахте «Подмосковной» (41 фото)

8. Ознакомимся с общим планом горной выработки. Добыча угла ведется на одном горизонте, на глубине 74 метра от поверхности земли. Под землю уходит два ствола — основной и вспомогательный. Через основной ствол происходит подъем угля на поверхность и закачивается воздух. Вспомогательный ствол служит для подъема и спуска людей и оборудования. Шахта имеет три крыла — северное, южное и восточное, их наглядно видно на представленной карте. Южное крыло частично затоплено, а восточно загазовано. Общая протяженность подземных тоннелей примерно 26 километров.
Интересное и невероятное Самое интересное : Экскурсия по угольной шахте «Подмосковной» (41 фото)

9. В административном здании шахты также имеются учебные классы. Раньше здесь проходили практику студенты. Обширный информационный материал подробно знакомит с устройством шахты.
Интересное и невероятное Самое интересное : Экскурсия по угольной шахте «Подмосковной» (41 фото)

10. Схема конвейерной линии. Опишу подробнее, это позволит лучше понимать кадры представленные непосредственно из шахты. Справа находится проходческий комбайн. Слева вертикально проходит вентиляционный штрек, параллельно ему идет откаточный, по которому вывозятся вагонетки с породой. Снизу на схеме проходит конвейерный штрек, где проложена конвейерная лента, по которой порода от места разработки перемещается к вагонеткам. Вверху горизонтально проходит бортовой штрек. Ниже на стенде представлены реле и переключатели управляющие электроборудованием.
Интересное и невероятное Самое интересное : Экскурсия по угольной шахте «Подмосковной» (41 фото)

11. Учебная модель проходческого комбайна 4ПП-2. Только здесь его можно увидеть целиком, ведь под землей он собирается из деталей на месте, и со всех сторон зажат породой.
Интересное и невероятное Самое интересное : Экскурсия по угольной шахте «Подмосковной» (41 фото)

12. Перед тем, как спуститься в шахту нужно ознакомится с правилами по технике безопасности, переодеться в спецодежду, получить каску, лампу и самоспасатель (устройство для защиты органов дыхания).
Интересное и невероятное Самое интересное : Экскурсия по угольной шахте «Подмосковной» (41 фото)

13. Главные часы. Раньше, в здании была установлена специальная ЭВМ, а у каждого шахтера был личный жетон, который нужно было отметить на этих устройствах. Сейчас все это отключено. После необходимо пройти шлюз с электрическим приводом дверей, где выравнивается давление воздуха.
Интересное и невероятное Самое интересное : Экскурсия по угольной шахте «Подмосковной» (41 фото)

14. Нулевая, место посадки в клеть для спуска под землю.
Интересное и невероятное Самое интересное : Экскурсия по угольной шахте «Подмосковной» (41 фото)

15. Перед дверью клети установлены таблички с предупреждениями, которые зажигаются одна за другой.
Интересное и невероятное Самое интересное : Экскурсия по угольной шахте «Подмосковной» (41 фото)

16. Заходим в клеть. Спуск под землю проходит достаточно быстро, как можно заметить на прошлой фотографии, к клети подходят рельсы, которые также находятся и на полу клети. Таким образом под землю опускают вагонетки. Ствол обделан чугунными тюбингами.
Интересное и невероятное Самое интересное : Экскурсия по угольной шахте «Подмосковной» (41 фото)

16а. Спустившись под землю необходимо пройти «акклиматизацию» в специальной комнате.
Интересное и невероятное Самое интересное : Экскурсия по угольной шахте «Подмосковной» (41 фото)

17. Каждый человек спускающися под землю обязательно должен отметится при спуске и сообщить о маршруте своего движения, и по ходу прохождения установленных в тоннелях телефону отзваниваться дежурному и сообщать о своем место нахождении.
Мы начали движение по вентиляционному штреку в северное крыло.
Интересное и невероятное Самое интересное : Экскурсия по угольной шахте «Подмосковной» (41 фото)

18. Раньше здесь было освещение, но сейчас оно демонтировано. Про электричество: ко всему шахтному комплексу подведено напряжение 6 киловольт. В зависимости от горного давления, на разных участках шахты устанавливаются различные виды крепей.
Здесь можно видеть арочные бетонные крепи с затяжкой из досок.
Интересное и невероятное Самое интересное : Экскурсия по угольной шахте «Подмосковной» (41 фото)

19. В тоннеле слева трапециевидная крепь. Контактный провод на данном участке тоже отсутствует.
Интересное и невероятное Самое интересное : Экскурсия по угольной шахте «Подмосковной» (41 фото)

20. Некоторые участки подтоплены. На откаточных путях используются как деревянные, так и железобетонные шпалы, некоторые из которых не ремонтировались с момента открытия шахты.
Интересное и невероятное Самое интересное : Экскурсия по угольной шахте «Подмосковной» (41 фото)

21. Слева видна непроходная сбойка в сторону восточного крыла. Вход туда запрещен по причине загазованности. Под потолком можно видеть трубу пожарного водоснабжения, в которой постоянно находится вода под высоким давлением.
Интересное и невероятное Самое интересное : Экскурсия по угольной шахте «Подмосковной» (41 фото)

22. Один из пунктов остановки, где есть телефон. Юрий Львович отзвонился стволовому и сообщил о нашем местоположении. И тут все каааак ломанутся…
Интересное и невероятное Самое интересное : Экскурсия по угольной шахте «Подмосковной» (41 фото)

23. Впереди участок где произошло проседание свода вследствие притока грунтовых вод, для предотвращения обрушения своды штрека укрепили дополнительными опорами.
Интересное и невероятное Самое интересное : Экскурсия по угольной шахте «Подмосковной» (41 фото)

24. Очередная сбойка. Здесь мы поворачиваем налево.
Интересное и невероятное Самое интересное : Экскурсия по угольной шахте «Подмосковной» (41 фото)

25. А теперь направо. Всего мы прошли под землей более 7 километров.
Интересное и невероятное Самое интересное : Экскурсия по угольной шахте «Подмосковной» (41 фото)

26. Налево уходит откаточный штрек. Он закрывается дверью, для предотвращения утечки воздуха. Вообще, система вентиляции шахты устроена таким образом, что свежий воздух нагоняется с поверхности мощными вентиляторами.
Интересное и невероятное Самое интересное : Экскурсия по угольной шахте «Подмосковной» (41 фото)

27. На некоторых участках встречаются тележки с насосными установками. Они необходимы на тот случай, если изменится направление потока грунтовых вод и начнет подтапливать ту или иную часть тоннеля. Мы же поднимаемся направо наверх, чтобы выйти к проходческому комбайну.
Интересное и невероятное Самое интересное : Экскурсия по угольной шахте «Подмосковной» (41 фото)

28. Наконец подходим к лаве (это место подземной горной выработки). Слева на стене телефон, а сквозь арочную железную крепь можно увидеть добываемую породу. На путях стоит так называемый «энергопоезд», который обеспечивает питанием механизированный комплекс.
Интересное и невероятное Самое интересное : Экскурсия по угольной шахте «Подмосковной» (41 фото)

29. Пролазим непосредственно на выработку. Слева массив угля (забой лавы), а с правой стороны видно опоры проходческого комбайна, которые поддерживают незакрепленные своды уже пройденного участка. По центру хорошо видна «косичка» силовых проводов идущих к приводам проходческого комбайна.
Интересное и невероятное Самое интересное : Экскурсия по угольной шахте «Подмосковной» (41 фото)

30. Мы находимся непосредственно над опорами, слева хорошо видны гидравлические приводы опор, а справа привод шнеков, которыми ведется проходка. Высота здесь чуть более метра.
Интересное и невероятное Самое интересное : Экскурсия по угольной шахте «Подмосковной» (41 фото)

31. Затем, срезанная порода подается на конвейер.
Интересное и невероятное Самое интересное : Экскурсия по угольной шахте «Подмосковной» (41 фото)

32. Привод конвейера.
Интересное и невероятное Самое интересное : Экскурсия по угольной шахте «Подмосковной» (41 фото)

33. Слева видны шахтные пускатели, они предназначены для управления электродвигателями. Справа конвейерная лента.
Интересное и невероятное Самое интересное : Экскурсия по угольной шахте «Подмосковной» (41 фото)

34. Слева выход конвейерного штрека в откаточный. Именно здесь порода с конвейера загружается в вагонетки. Здесь еще сохранились лампы освещения тоннеля.
Интересное и невероятное Самое интересное : Экскурсия по угольной шахте «Подмосковной» (41 фото)

35. На большинстве участков деревянные шпалы, постоянно находящиеся в подтопленном состоянии. Под потолком подвешены троллеи, находящиеся под напряжением. Это означает, что каску снимать запрещено и руки над головой не поднимать.
Интересное и невероятное Самое интересное : Экскурсия по угольной шахте «Подмосковной» (41 фото)

36. А это еще один забой. Перед тем, как пойти в эту часть штрека была включена система принудительной вентиляции.
Интересное и невероятное Самое интересное : Экскурсия по угольной шахте «Подмосковной» (41 фото)

37. Вагонетки загруженные разобранными трубами пожарного водоснабжения в вентиляционном штреке.
Интересное и невероятное Самое интересное : Экскурсия по угольной шахте «Подмосковной» (41 фото)

38. Электровоз перегоняет вагонетки с углем по длинному откаточному штреку к главному стволу. Здесь они разгружаются в опрокидывателе. Вагоноопрокидыватель вмещает две вагонетки, при этом конструкция шахтной сцепки позволяет проводить эту операцию без опцепки.
Интересное и невероятное Самое интересное : Экскурсия по угольной шахте «Подмосковной» (41 фото)

39. Подземное электровозное депо, здесь же производится ремонт и обслуживание электровозов, на поверхность они не поднимаются. Депо находится в восточном крыле, и часть выработок поддерживается в пригодном для прохода состоянии для доступа в депо. Электровоз К10 с крайним 7-ым порядковым номером (во времена интерсивной работы шахты всего под землей находилось более 45 электровозов).
Интересное и невероятное Самое интересное : Экскурсия по угольной шахте «Подмосковной» (41 фото)

Возвращаемся обратно к руддвору, отзваниваемся стволовому и ожидаем спуска клети. Поднимаемся, сдаем инвертарь…

Проделанные в шахте работы впечатляют и очень грустно понимать, что возможно совсем скоро все это исчезнет. У шахты есть задолженность по электроэнергии, а если отключат электроснабжение то в течение 6 часов произойдет ее полное затопление. Теоретически она еще будет подлежать восстановлению, но вряд ли кто-то будет этим заниматься. Хотя запасов угля в шахте хватит еще на насколько десятков лет…

victorprofessor

Комментарии через Facebook

Читайте также:

Комментариев нет

  1. Аноним:

    Оличнейший и интересный репортаж .
    Автору мега залик

  2. Аноним:

    Очень познавательно для тех кто не шахтер. Спасибо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

...