Гостья из культа (21 фото)

Сейчас каждый более-менее приличный советский фильм называют «культовым». Это неправильно, ибо культовых фильмов не может быть столь много. Один из таких, подлинно знаковых, фильмов, без сомнения, «Гостья из Будущего» . Как всегда бывает в таких случаях, создатели не рассчитывали сделать шедевр, а все актёры полагали, что они снимаются в обычном детском фильме. Чем, в приниципе, отличается культовый фильм от обычного (пусть даже добротного, красивого и грамотно выстроенного)? Вовсе не тем, что его премьера «взорвала» общественность или породила толпу фанатов на 2-3 недели после показа. А тем, что фильм, спустя 5, 10, 20 лет обрастает легендами и приобретает какие-то дополнительные смыслы.

Интересное и невероятное Самое интересное Смешные фото : Гостья из культа (21 фото)

Интересное и невероятное Самое интересное Смешные фото : Гостья из культа (21 фото)

О фильме «Гостья из Будущего» написано очень много — как снимали, как Наташу Гусеву доставали поклонники, как бесславно закончил свою жизнь Алексей Фомкин (исполнитель роли Коли Герасимова). Давайте вместе порассуждаем, почему именно этот фильм настолько популярен до сих пор?

• Аспект № 1. Лирический. «Гостья».

В советском кино было много самых разных девочек — красивеньких, шустрых, забавных, меланхоличных — короче, всяких. Но Алиса Селезнёва была именно женственной. И мальчики всей страны влюбились. У Алисы Селезнёвой не было конкуренток. Лена Бессольцева («Чучело») была жертвенной, аффективной, одетой в один и тот же свитер (детский вариант мятущейся интеллигентки из кинолент 1970-1980-х гг.) Майя из «Приключений Электроника» была вообще никакой — просто красивая девочка, экономящая на эмоциях. Такие же чувства вызывала Мальвина из двухсерийного кино-хита. Маша Старцева — подруга Петрова и Васечкина была слишком ретивой, слишком активной и даже где-то агрессивной. Как и Красная Шапочка в блестящем исполнении Яны Поплавской.

Интересное и невероятное Самое интересное Смешные фото : Гостья из культа (21 фото)

Интересное и невероятное Самое интересное Смешные фото : Гостья из культа (21 фото)

Интересное и невероятное Самое интересное Смешные фото : Гостья из культа (21 фото)

Таких девочек вокруг и без того было много — и флегматичных, рано развившихся красоток, и весёлых пацанок, и страдающих «чучел» с косичками. Такой как Алиса не было — она получилась не только женственная, но и мудрая. Не умненькая, как всё та же Маша Старцева, а именно — мудрая и что интересно — совершенно лишённая амбициозности. То есть Алиса в исполнении Наташи Гусевой получилась именно нездешней, по-хорошему не такой, как все. Помните миф советских времён о том, что люди грядущего, Прекрасного Далёка, будут чище, лучше, мудрее? Алису нам показали именно такой — девочкой из Коммунизма. Кстати, и сама Наташа Гусева оказалась настоящей умницей — не попёрла штурмовать Голливуд или, скажем, сверкать на местных тусовках, а красиво ушла в науку. Как настоящая Алиса.

Интересное и невероятное Самое интересное Смешные фото : Гостья из культа (21 фото)

Интересное и невероятное Самое интересное Смешные фото : Гостья из культа (21 фото)

• Аспект № 2. Социально-этический. «Будущее».

О том, что это будет именно Коммунизм, а не национал-социализм или ещё какая-нибудь реставрированная монархия, видно невооружённым глазом — по красному знамени над зданием Кремля. Попавший в 2084 год, Коля Герасимов видит перед собой не футуристический город со стеклянными эркерами и сплошными антеннами, а вполне знакомую Москву. (Наверное, все эти чудеса грядущего конструктивизма и есть, но они отнесены за черту города). Разумеется, эта «незыблемость» имела причиной отсутствие индустрии спецэффектов. Решили ограничиться малым — летающими «авто», фосфоресцирующими стенами Института Времени и панелями, мгновенно перемещающими людей в любую точку — хоть на море. Ах да, ещё страшненьким мега-крокодилом в «Космо — Зоо», вывезенным, вероятно, из тех краёв, где Чужой всё ещё сражается с Хищником… Даже платьице Алисы, которое многие девчонки посчитали настоящим шедевром футуристической красоты, оказалось вполне в духе времени.

Интересное и невероятное Самое интересное Смешные фото : Гостья из культа (21 фото)

Интересное и невероятное Самое интересное Смешные фото : Гостья из культа (21 фото)

Общество, изображённое, как Будущее, совершенно не зацикленно на потреблении — оно занято исключительно созидающим трудом. Очень забавный эпизод, когда встречаются трое учёных, вернувшихся из прошлого — девушка в шкуре и два молодых человека — в тоге и в камзоле. Они не только живут в гармонии с миром, они препарирут прошлое, не озадачиваясь «эффектом бабочки».
Общество Будущего — высокоразвито, там даже самые обычные девочки говорят на 8 языках и прыгают через заборы, как ниндзя. Там все люди — братья/сёстры и только космические пираты (страшные рожи, «ворующие» облик В.Невинного и М.Кононова) противостоят Силам Добра. Очень типичный вариант для советской фантастики — на Земле все гады повывелись, но без них скучно, поэтому их надо искать в далёком Космосе.

Интересное и невероятное Самое интересное Смешные фото : Гостья из культа (21 фото)

Интересное и невероятное Самое интересное Смешные фото : Гостья из культа (21 фото)

Что интересно, фильм впервые был показан в конце марта 1985 года — вот-вот грянет всеразрушающая, шквальная Перестройка, по существу уничтожившая то самое Прекрасное Далёко, изображённое в фильме. Вот что интересно — если следовать логике повествования, то ещё чуть-чуть и мир, откуда явилась Алиса, попросту перестанет существовать. Более того, она сама, её рождение ставится под вопрос. Будущее Колиных одноклассников, предсказанное Алисой, тоже туманно — часть из них так или иначе погибнет в «криминальных войнах» 1990-х, кто-то разбогатеет, кто-то улетит в Израиль/США, кто-то будет тихо прозябать в умирающем НИИ. Кто-то — писать выгодно-прибыльную фантастику про огнемёты и ракетоносители Неизвестных Галактик.

Интересное и невероятное Самое интересное Смешные фото : Гостья из культа (21 фото)

Интересное и невероятное Самое интересное Смешные фото : Гостья из культа (21 фото)

По прошествии лет у меня начало складываться впечатление, что «Гостья из Будущего», как, собственно и «Приключения Электроника», были последней попыткой что-то исправить в людском сознании — в то время, как общество всё больше зацикливалось на потреблении и леблах, люди искусства создавали наивное детское кино про то, как надо жить. Разумеется, это было неосознанно, нечто, вроде посыла Ноосферы1..

1.Это как «Горе от ума», которое, якобы приснилось Грибоедову в 1825 году, когда Россию ждало два пути — хаос декабризма им.товарища Чацкого или красивый порядок Скалозуба. Да. Меня опять занесло в любимую тему. Больше не буду.

Оба фильма — гимн просвещённым технократам, этаким физикам-лирикам, не просто изобретающим, но и любящим. Это была не вполне удавшаяся попытка шестидесятников, все усилия которых ушли в кухонно-застойное диссидентство, передать своим детям нечто важное. Но не вышло — наступило совершенно иное Далёко. Я не склонна критиковать современность — мне в ней вполне уютно, просто это уже другое Будущее — время умненьких, с высоким IQ.

В фильме же было показано Светлое Будущее, на построение которого у советского общества уже не было ни сил, ни желаний. Хоть посмотреть.

Интересное и невероятное Самое интересное Смешные фото : Гостья из культа (21 фото)

Интересное и невероятное Самое интересное Смешные фото : Гостья из культа (21 фото)

• Аспект № 3. Товарно-юмористический. «Кефир и компьютеры».

Красной нитью через весь фильм проходит тема кефира. Сначала это — пустые бутылки, потом — их опознание в Институте Времени, потом — реклама вкусовых качеств. Как аппетитно Весельчак У вскрывает бутылочку с напитком, как он по-доброму улыбается, как алчно пьёт…
«А ты кефир местный пробовал?» — печально спрашивает Весельчак у Крыса. Но и положительные герои постоянно потребляют этот самый продукт. «А я всё время думал о кефире, даже на космодроме» — говорит Коля Герасимов в ответ на укоры Фимы Королёва. Создаётся впечатление, что кефир тут имеет какой-то особый смысл — один о нём думает даже, попадая в Будущее. Другой — на мгновение становится добрее и чище, хотя и космический пират. Это типичный Product Placement, который столь коряв и неэтичен в современном российском кино, что доходит до смешного.

Интересное и невероятное Самое интересное Смешные фото : Гостья из культа (21 фото)

Интересное и невероятное Самое интересное Смешные фото : Гостья из культа (21 фото)

Разумеется, авторы фильма не собирались рекламировать кефир, и я более чем уверена, что ни один из директоров молокозаводов не давал режиссёру Павлу Арсёнову взятку за этот самый ненавязчивый, но вполне грамотный Product Placement. Интересно тут, однако, другое. Космические пираты, которые в силу своей профессиональной деятельности, болтаются по галактикам в поисках чего-нибудь «вкусненького», впервые встречают продукт, производящий фурор. Весельчак сетует, что едят они только пилюли или, в лучшем случае, консервы. Стало быть и на Земле, в том времени, где живёт Алиса, такого кефира нет. И питаются, они там, вероятнее всего, такими же пилюлями.

Интересное и невероятное Самое интересное Смешные фото : Гостья из культа (21 фото)

Интересное и невероятное Самое интересное Смешные фото : Гостья из культа (21 фото)

Ещё один интересный момент — в Будущем нет «наших» компьютеров, хотя в 1984 году, когда снимался фильм, компьютерная техника уже развивалась и в школах собирались вводить предмет «Информатика». То есть какая-то светящаяся и громоздкая техника будет, но не наша. Машина Времени выглядит, как фрагмент аттракциона в Лунапарке, опознавательная система робота Вертера — как нечто среднее, между криминалистическим фотороботом и проектором для просмотра слайдов. Миелофон вообще представляет собой довольно крупную коробку со светящимися кристаллами. Разве так мог бы выглядеть миелофон в случае развития компьютерной техники?

Интересное и невероятное Самое интересное Смешные фото : Гостья из культа (21 фото)

Интересное и невероятное Самое интересное Смешные фото : Гостья из культа (21 фото)

В общем, если тогда, в 1980-е, мы смотрели на гипотетическое Прекрасное Далёко, то теперь мы смотрим на неслучившееся Светлое Будущее.
И этот полуразрушенный, расселённый и оставленный дом в центре Москвы, где базировалась Машина Времени — его больше нет. В 1990-х в нём сделают евроремонт и обустроят красивый, бесполезный офис с долгоногими секретаршами и ароматом Nescafe. Это будет уже другой мир, в котором бабушка и дедушка Алисы Селезнёвой разминутся в толпе.

zina-korzina

Комментарии через Facebook

Читайте также:

Комментариев нет

  1. Аноним:

    тема не раскрыта. лирические сопли.

  2. Аноним:

    Да соплей нет как раз. Просто можно было написать короче. например то, что у наших киношников не было много бабла и сняли вот такую вот муть, с плохими и дебильными спецэффектами, инвентарём, над которым можно долго смеяться и саундтреком, под который не верится в будущее, а очень славно режутся вены. А ведь ровно через год американцы выпустили легендарный фильм "Back to the Future", которому до сих под поклоняются миллионы и сотни зажиточных людей покупают с аукционов старые Де Лорианы.

    Смысл в том, что нужно было уделять внимание мелочам, а не бросать все силы на суть и идею.

  3. Аноним:

    ебать она страшная стала !! коля герасимов в гробу перевернулся бы если б увидел ее !!!

  4. Аноним:

    Дурак ты, петька..

  5. Аноним:

    Долбоёбы и дегенераты идут нахуй !!!

  6. Аноним:

    Млять ну вы бля и долбоёобы — сука поколение дегенератов и даунов. Не всех блять вакцинации убила !

    И какой бля "Back to the Future" — тупорылое кино для американских имбицилов. Вали туда ушлёпок и там свои сопли лей.

    Автору топика огромное ПЯТЬ с плюсом — уважуха за то что действительно вспомнил культовый фильм.

    А малолетние уебанки идут дружно нахуй !!!

  7. Аноним:

    Сотни зажиточных дебилов покупают что угодно, хоть мои вчерашние носки. Если нет мозга, то культовым можно назвать даже этот фильм про путешествие в ПРОШЛОЕ. И два сиквела к нему, ради бабла, как и все сиквелы — идиотизм полнейший.
    Сравнивать фильм про Прошлое и фильм про Будущее мог разве что человек, который мечтает стать зажиточным дебилом и покупать мои старые носки.

  8. Аноним:

    что бы не писали по- поводу успеха персонажа "Алиса Селезнева" , все дело в том моменте, когда перепрыгивая через забор Алиса светит трусы….. Вот откровение… а не какие-то там "женственности ", "мудрости" и тому подобная чушь…

  9. Аноним:

    а где кадр, как она через забор прыгает?)))

  10. Аноним:

    Петросян херов.. Во всех твоих испражнениях тут одна только мысль: зажиточный = дебил, больше там ничего выудить нельзя.. Кроме того, что ты настолько зажиточный, что на носки денег хватает. А значит — ты дебил.

  11. Аноним:

    Мда. Кто не жил в СССР нас не поймет. Алиса, действительно, была самой интересной героиней всех фильмов тех лет. И сейчас, в зрелом возрасте, вполне очаровательна. Хотя годы берут свое.

    Детки, воспинанные на "Назад в будущее", "Щужой против Хищника", "Дикая Роза" и проч. И в то время и сейчас есть и будут. На вкус и цвет у каждого фломастеры разные.
    Кто то слушал Цоя, а кто то Сектор газа. IQ разное, да и воспитание.
    Не надо мат гнать на тех и других. Просто все разные.

    По посту — тема действительно не раскрыта. Понятно, что пытались привнести 60-ки доброе-светлое, хотя бы в кино. Жаль, не хватило сил в реалии.

  12. Аноним:

    Я горд, что большую часть жизни прожил в великой стране, у которой было светлое будущее, и мне горько глядеть на нынешнее поколение, которому "уютно" по уши в нынешнем дерьме, потому что у него впереди — пустота…

  13. Аноним:

    ну и сволочь же ты…

  14. Аноним:

    И где делось твоё будущее и величие? Прибежали плохие дядьки забрали? Или президент США приехал и развалил великий и могучий на части?

  15. Аноним:

    Как всегда переход на личности вместо здоровых аргументов, твои слова говорят о тебе все. А неспособность и нежелание разделить фильм-идею от фильма-спецеффекта очень хорошо дополняют картину.

  16. Аноним:

    Полностью разделяю Вашу точку зрения, уважаемый. Жаль сегодняшнюю молодежь, которая не видела ничего светлого в своей жизни, а то что она считает хорошим или добрым чаще всего всё равно является частью культа тотального потребительства.

  17. Аноним:

    Пашолкатынахуй.

  18. Аноним:

    Пираты классно сыграны. Было даже страшно когда они начинали появлятся.
    Вообще основная идея фильма не будущее.
    Реальный взгляд на происходящее, самостоятельность, ответственность.
    В этом плане фильм пересекается с "Чужие против хищника".
    В более разитой цивилизации каждый индивидуум несёт в себе наследие всего вида, и отвечает за свои действия более самостоятельно.
    Нежели наше коллективное сосзнание, где преобладает иллюзия ответственности какого-то придуманного государства.
    Скорее всего для развития индивидуальной ответственности и нужна рыночная экономика.
    Так что будущее угадоно точно.
    А компы не показаны так это мелочь.

  19. Аноним:

    блин задолбали старичье сопли размазывать.Проебали "прекрасное далеко", продали за "сникерс". А теперь чуть что так "ах какая у нас молодеж поганая ростет".Лицемеры и лжеци.Безвольная протоплазма и то умеет отстаивать свё жизненное пространство ,вы же только писдеть мастера.
    Жили никак и сдохнете так же.

  20. Аноним:

    Просто недоумок.

  21. Аноним:

    Никто не говорит что всё новое поколение пришибленное, это не так.
    Но опять таки эта же молодёж продаеться сейчас за тоже пиво и чипсы.
    Не хорошо как то получаеться, осуждать людей
    не живя в той стране, которую Вы не знали.
    Вывод один: Вы гАндон, Ваше сиятельство!

  22. Аноним:

    ну да сначала был Цой,а потом уж и Сектор газа,хотя они идут
    наравне

  23. Аноним:

    Автор не прав — именно такое будущее у нас будет!
    А кто сказал, что путь в Прекрасное Далёко будет лёгким!
    Не исключено, что Москва будущего — воссоздана.
    У нас вон — Севастополь после войны — одни камни остались! От Симферополя — несколько зданий. Перемести обывателя из 1910го в наш 2009 — "Симферпуль" и "Севас" стоят и цветут.
    Так что неизвестно, что будет ещё до Прекрасного Далёка.
    Наташенька! Спасибо тебе, Солнышко, за Алису.
    Ты — супер! Благодаря Тебе я достиг того, что сейчас имею. Привет из Крымской Астрофизической Обсерватории!

  24. Аноним:

    Дебил ты ёбнутый! Если я тебя поймаю у себя в Симферополе — пиздец тебе!

    Фильм ГиБ — супер! Наташенька — врачеватель наших
    искалеченных душ! Она все равно красива!

  25. Аноним:

    Дружбан! Хоть ты и резок, но ты ПРАВ!

  26. Аноним:

    Трамвайным рельсом тебе по башке! — Чтоб не п…л на
    нашу Наташеньку!

  27. Аноним:

    Не смей плевать в наши души! Этот фильм и Наташенька — пророчество!

    По башке твоей тупой —
    И лопатой и трубой!

    Понял?!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

...