Каких пауков можно не бояться (3 фото)
Восьминогие жертвы мифов: тарантулы и фаланги
Вообще-то, и тарантулы, и фаланги никакого интереса для токсикологии не представляют. Сразу скажу, что летальных исходов от укусов этих членистоногих не зарегистрировано. Даже тяжелых отравлений. Зато мифов и легенд вокруг них — хоть отбавляй. Вот в этом аксепте и поговорим 😉
Большой и страшный
Далеко не все пауки плетут ловчие сети и сидят ждут, пока в них влипнет муха-цокотуха или ейный спаситель — комарик. Некоторые роют норы, сидят в засадах и бегают за жертвами. ВолкИ, одно слово. Их так и называют, пауки-волки. Это целое семейство Lycosidae, в котором нас, прежде всего, интересует род Lycosa. Это и есть настоящие тарантулы. А бывают ненастоящие? Бывают, но об этом чуть позже.
Внешний вид у тарантулов устрашающий. Это обычно крупные (3-6 см) «волосатые» создания, которые выглядят примерно так:
Кстати, это южнорусский тарантул, который встречается на юге европейской части РФ.А еще у тарантулов очень выразительное «лицо». Вот эту фотку, уверен, видели многие. Это как раз тарантул:
Если присмотреться — тут и нос, и рот, и даже бороду увидеть можно 😉 Человек на восьми ножках. Жуть, в общем. Мечта арахнофоба.
Есть ли у тарантулов яд? Есть. Но он узкоспециализированный, «заточен» под основную пищу — насекомых. Укус тарантула очень даже ощущается, еще бы, волк всё-таки 😉 На месте укуса возникает покраснение кожи, затем добавляется отёк. Собственно, на этом всё. Исключение составляют некоторые южноамериканские тарантулы, у которых цитотоксичность яда более выражена. В этом случае в месте введения яда могут наблюдаться некротические явления. Но никаких общих проявлений не бывает. Не нарушается ни сердечная деятельность, ни дыхание, ни работа нервной системы.
Первая помощь сводится к простейшей обработке раны (ничего отсасывать не надо!) и наложению повязки. Некротическими явлениями, коли такие возникнут, занимается хирург, да и то амбулаторно. Никаких сывороток вводить не нужно, даже к врачу пострадавшего в срочном порядке доставлять не нужно.
Ну а теперь о путанице и мифах. У многих сложилась прочная ассоциативная связь между тарантулом и тарантеллой. Тарантелла — это такой танец, достаточно подвижный, итальянского происхождения. Почему-то считается, что тарантеллу танцевали укушенные тарантулом, чтобы нейтрализовать действие его яда.
Что совсем не так. Единственное общее, что есть между тарантулом и тарантеллой — это город Таранто, основанный на юге Апеннинского полуострова еще спартанцами и сохранившийся до наших времен. В его округе в изобилии водились страшные мохнатые и кусачие пауки. А в самом городе возник энергичный танец. И оба они получили название от города, но вот между собой они не связаны ни коим образом.
Позже путаница с названиями возникла из-за того, что «тарантулами» стали называть всех крупных и страшных на вид пауков. Поэтому, если вы введете в Google поисковый запрос «tarantula», то получите фотки птицеедов и всякой прочей мохнатой паукообразности, которые вообще никакого отношения к «настоящим» тарантулам не имеют.
Кстати, питероджексоновская паучиха из третьей части «Властелина колец» — тоже «тарантул». Только много кушавший.
Непаук
А вот фаланги, по поводу которых также ходит немало легенд, вообще не пауки. Точнее, так: они относятся к классу паукообразных, но составляют вполне самостоятельный отряд Solifugae. Другие названия фаланг — сольпуги и бихорки. Одно из названий в английском — «wind scorpion», что в вольном переводе значит «скорпион, бегущий до ветру». Оно связано с невероятной шустростью фаланг, больше полуметра в секунду (чуть меньше 2 км/ч).
С ареалом обитания опять боюсь налажать, но вроде как пишут, что фаланги живут во всех пустынях мира, кроме Австралии.
Фаланги тоже немаленькие, сантиметров 5-7 (до 12) в длину, такие же небритые, как тарантулы, разве что формы поизящнее:
Действительно, есть в фаланге что-то александромакедонское — ощетинилась, как копьями, попробуй подступись. А еще они издают боевой клич, механизм возникновения звука — примерно как у кузнечика. Паутину фаланги не плетут, не из чего. Потому что не пауки, как уже говорилось.
Как и тарантулы, фаланги — хищники. Ловят по ночам всякую насекомую мелочевку. Впрочем, задокументированы (в том числе и на видео) случаи поедания фалангами мелких змей, грызунов и ящериц.
По поводу фаланг ходят две основные легенды: 1) они ядовиты; 2) они заражают жертву трупным ядом. Но есть еще и третья, совершенно невероятная, вот с нее мы и начнем.
Итак, среди натовских солдат, воюющих на Ближнем Востоке, ходит такая страшилка: фаланга ночью подкрадывается к спящему бойцу, раздевает его и насилует вводит под кожу анестетик из специальных желез, после чего разрезает кожу, забирается в рану и начинает жрать мясо. А как наестся, так выбирается наружу на манер Чужого. Байка в чистом виде, ни одно членистоногое не умеет вырабатывать НАСТОЛЬКО сильные анестетики. Ну не ползучий же инфильтрат по Вишневскому использует фаланга для местной анестезии 😉 И уж тем более элементов ксеноморфного поведения за фалангами не наблюдалось.
Кстати, натовцы много чего рассказывают про фаланг. Например, что те подпрыгивают в воздух и с угрожающим стрекотанием сопровождают хаммеры по пустыне. «Закусывать надо» ©
Ну а теперь к двум основным легендам. Ядовитость фаланг, на самом деле, до сих пор остается предметом спора ученых. Ну то, что специального ядовитого аппарата у них нет — это наконец-то выяснили. Однако потом кто-то изловил в Индии один вид фаланги, у которой в хелицерах обнаружили видоизмененные кожные железы (в Индии, по-моему, даже слоны ядовитые). Их содержимое вкололи ящерицам и в 70 процентах случаев несчастные пресмыкающиеся померли. И мнения разделились снова: кто-то утверждает, что «не всё так просто» и все-таки нужно считать фаланг ядовитыми, а кто-то резонно замечал, что фаланги не гоняются за ящерицами со шприцами, а хелицерами они не наносят нужных для ввода яда повреждений.
Но то в Индии, а на остальных территориях максимум, чем рискует пострадавший — это болезненный укус, покраснение и отек.
Что касается трупного яда. Легенда звучит следующим образом: фаланга жрет, что ни попадя,после приема пищи не моется и вообще с гигиеной у нее напряг. В результате чего на волосках скапливаются гниющие останки предыдущих жертв, полные трупного яда. Во время укуса сей яд проникает в кровь жертвы и той достаточно быстро настают кранты. Даже если укушен человек.
Самое интересное, что такая схема может работать. Правда, речь тут не столько о трупном яде, сколько о злобных бактериях, которые разлагают останки. Например, такой тактикой пользуется знаменитый «дракон» — комодский варан. Ему достаточно тяпнуть какого-нибудь комодского буйвола за заднюю левую ногу, а потом можно методично ходить за ним и ждать, пока тот не скопытится.
Вот только сравните размеры фаланги и варана. И сколько остатков пищи (и где) может гнить в одном и во втором случае. Да и не описано ни одного такого случая, чтобы фаланга довела кого-то до сепсиса. В общем, «бездоказательно, дорогой профессор» ©
Большинство мелких фаланг вообще не в состоянии прокусить кожу человека. Да и агрессии в его отношении сольпуги не проявляют. Но если чудо все-таки случилось, то первая помощь при укусах фаланги точно такая же, как при укусах тарантула: промыть и перевязать.
мне статья понравилась 🙂 зачот!
весело и интересно)