Второе рождение Высокой линии нью-йоркского метро (23 фото)
В конце XIX-начале XX века Нью-Йорк был не только Городом Желтого Дьявола и Городом Большого Яблока, но и крупным промышленным центром. Настолько крупным, что в самом чреве Манхэттена процветала мясоперерабатывающая промышленность. А попросту говоря – скотобойни.Скотов, предназначенных на убой, откармливали в прериях Дикого Запада, а потом по железной дороге везли в Чикаго и в Нью-Йорк и там разделывали на части согласно утвержденным схемам разделки. Именно для доставки коров, свиней и им подобных на Манхэттен в 1851 году была проложена железнодорожная линия компании New York Central, соединившая Пенсильванскую станцию – знаменитую Пенн-Стейшн – с промышленными предприятиями в районе Чемберс-Стрит.
Новая железнодорожная ветка петляла по городским улицам, как трамвай, и служила источником многочисленных ДТП. В результате в 1930-34 гг. она была поднята на эстакаду за смешную сумму в два миллиарда современных долларов (выделенных, между прочем, из федерального бюджета в целях борьбы с Великой Депрессией и ее последствиями). Так на западном берегу острова Манхэттен появилась Высокая линия – High Line.
Линия частично профункционировала до 1980 года. Сначала в 1950-е годы дальнобойные грузовики основательно подорвали монополию железнодорожного транспорта, что привело к резкому снижению объема перевозок по Высокой линии. Потом, задохнувшись от заоблачных цен на недвижимость, трусливо бежали на материк скотобойни. Высокую линию чуть было не снесли под корень, но вовремя спохватились, и 2004 год ознаменовался началом проектных работ по переустройству железнодорожной эстакады в парк.
Наконец, первая очередь парка была открыта для публики – в том числе и для нас – в июне 2009 года.
Эстакада Высокой линии идет от Пенн-Стейшн на юг вдоль Десятой авеню. Ближайшая к северному концу парка станция метро – “23 улица” линий C и E. Пройдите два квартала на запад – и вы увидите первый мост Высокой линии.
На 20-й улице расположен первый вход в парк – четырехпролетная лестница. К сожалению, в день нашего приезда она был закрыта: то ли она еще не достроена, то ли уже сломалась.
Поэтому мы пройдем еще пару кварталов на юг. Заблудиться невозможно: Высокая линия пересекает каждую улицу в одном и том же месте.
Вторая лестница, идентичная по дизайну первой, находится на 18-й улице. Обратите внимание, что проектировщики решили не портить чугунные перила эстакады и вместо того, чтобы прорезать в них проход, перекинули лестницу над перилами (это особенно хорошо видно на фото закрытой первой лестницы).
Вид сверху на Высокую линию гораздо привлекательный, более чем вид снизу.
По середине эстакады (а железная дорога была двухпутной, так что места для пешеходов оказалось достаточно) уложена плитка. По сторонам от плиточной дорожки растут самые разнообразные цветы, которые я по своему скудоумию не смог опознать.
Вдоль уже упомянутых чугунных перил установлены деревянные скамейки.
Впрочем, скамейки установлены не только у перил, но и в других самых неожиданных местах.
От Высокой линии отходило несколько ответвлений в цеха скотобоен. Два из этих ответвлений сохранились и превращены в гигантские клумбы. При этом рельсы так и лежат между цветами. Более того, при ближайшем рассмотрении выяснилось, что они уложены на новенькие шпалы из сверхпрочного бразильского дерева табебуйя. Вопрос на засыпку: почему на фото четыре рельса, а не два?
Местами Высокая линия проходит прямо через корпуса бывших скотобоен.
При этом корпуса соединены друг с другом и напрямую посредством переходов-пассажей.
На отслуживших свой срок рельсах расставлены деревянные лежаки (или топчаны?), на которых радуется ласковому летнему солнцу нью-йоркская публика.
На некоторых топчанах лежат мужики, на некоторых – пары, а на некоторых – деффки.
Сами же лежаки ненавязчиво прикидываются железнодорожными вагонами. Если бы не специальные замки, то вагоны, то бишь лежаки, несомненно, попытались бы отправиться в путешествие вместе с возлежащими на них отдыхающими.
Следующее здание, в районе 14-й улицы, возведено совсем недавно, практически одновременно с реконструкцией Высокой линии.
Отдыхающих в этих краях меньше (сказывается отсутствие лежаков), но рельсов и межрельсовой растительности – больше.
В кустах притаилась даже полномасштабная крестовина. К сожалению, ни одной стрелки найдено не было.
Парк заканчивается неожиданным тупиком на улице Генсевурт (Gansevoort). Участок Высокой линии отсюда до южного терминала был разобран еще в 1960-х годах. Восстанавливать его, естественно, никто не собирается.
Бросим напоследок прощальный взгляд на эстакаду Высокой линии, обретшей свое нечаянное второе рождение.
Отсюда совсем недалеко до станции метро “14 улица” линий A, C, E и L.
У High Line есть свой официальный сайт, где можно узнать обо всем, о чем я поленился рассказать.
Ну… когда молодцы, тогда молодцы!
почему на фото четыре рельса, а не два? – видимо, для поездов и вагонеток.
Классный пост. Автору огромное спасибо!