Интересное чтиво
Святого Ф. спросили:
— Кругом столько мудрецов и учителей, и все говорят, как надо жить. Кому же ерить и каким правилам следовать?
— Откуда же я знаю, каким правилам вы должны следовать? — удивился святой Ф.— Это вам виднее. Я могу сказать только о том, как я для себя решаю.
— Скажи же,— попросили его.
— Допустим, я услышал новое правило. Я немедленно задаю себе четыре вопроса:
Будет ли хорошо, если этому правилу будет следовать только один человек, а всё остальное человечество — не будет?
Будет ли хорошо, если этому правилу будут следовать ровно сто человек, а всё остальное человечество — не будет?
Будет ли хорошо, если этому правилу будет следовать ровно половина человечества?
Будет ли хорошо, если этому правилу будет следовать всё человечество без исключения?
Если хотя бы на один из этих вопросов я отвечаю «Нет» — значит, это правило не от Всевышнего, и следование ему не может быть для меня обязательным. Впрочем, я могу и ошибаться.
* * *
(Про историков)
Меня поражают как профессиональные историки, так и любители истории. Они постоянно расходятся во мнениях относительно событий самой новейшей истории — несмотря на то, что события поддаются непосредственному (или почти непосредственному) наблюдению, а исторические персонажи в большинстве своём живы‑здоровы и гораздо более доступны для исследования, чем какой‑нибудь Владимир Красно Солнышко. Нет же, эти историки не могут сойтись не только в оценках и трактовках, но просто в пересказе фактических событий.
И при этом они претендуют на то, что якобы могут судить, что происходило на самом деле пятьсот или тысячу лет назад. Хотя от событий такой давности осталось несоизмеримо меньше каких бы то ни было свидетельств, чем от того, что происходит в мире прямо сейчас. Уверенно так, с достоинством рассказывают, с какой конкретно ноги встал Александр Македонский 1 апреля 320 года до нашей эры. Смешные люди; ну честное слово, смешные.
* * *
Мудреца Ли спросили:
— Правда ли, что ты самый мудрый?
«Как мне ответить? — подумал мудрец Ли.— Если отвечу „Да“ — это будет гордыня. Если отвечу „Нет“ — это будет неправда. Наконец, если ничего не отвечу — это будет невежливо». И он сказал:
— Истинно мудр тот, кто мудрости других не завидует, а своею не тяготится.
На следующий день эту фразу выгравировали на Столбе Мудрости и положили на музыку, а также ежечасно оглашали по Императорскому Радио вместо новостей. Даже когда мудрец Ли признался, что не видит в этой фразе ничего мудрого и сказал её, просто чтобы как-то выкрутиться,— это списали на его феноменальную скромность и устроили в его честь всенародную спартакиаду.
Свежие комментарии