Мона Лиза — лишь оптическая иллюзия или реальность?
Леонардо да Винчи один из самых загадочный и известных гениев эпохи Возрождения. Мы знаем его как выдающегося художника. Но он сам называл себя, в первую очередь ученым, исследователем, изобретателем, архитектором, анатомистом, инженер, и только в конце упоминал «художник». И часто говорил: " Наставницей себе я взял природу, учительницу всех учителей". Как часть природы Леонардо да Винчи рассматривал и человека, тело которого подвластно физическим законам и вместе с тем является «зеркалом его души». «Картины или написанные фигуры должны быть сделаны так, чтобы зрители могли с легкостью распознавать состояние их души по их позам», — утверждал он.
Вершиною его творения считается «Джоконда». Этот портрет молодой женщины уже десятки лет не сходит из топов самых известных картин мира: его копировали, изучали, печатали в журналах. И даже сейчас перед ним преклоняются. В чем же загадка???
На первый взгляд, композиция картины простая и незамысловатая — женщина в скромном платье сидит на фоне пейзажа. Но эта простота и есть обман. Спокойная поза, тусклые тона, принцип «сфумато» (прозрачная дымка обволакивает изображение так, что оно будто теряется в полумраке) призывают неотрывно смотреть на лицо. На лицо и конечно же на улыбку.
Кстати, ученые Амстердамского университета и специалисты из США, изучив загадочную улыбку Джоконды при помощи новой компьютерной программы, разгадали ее состав: по их данным, она содержит 83% счастья, 9% пренебрежения, 6% страха и 2% злости.
Существует еще одна теория, согласно которой «Мона Лиза» — это автопортрет Леонардо. Сейчас попробуем убедиться в этом:
Как видим — все возможно, но утверждать не стану, потому что ни одного собственноручно нарисованного автопортрета, как утверждают ученые, да Винчи так и не оставил.
В этой картине есть еще одна особенность. Леонардо сделал все в соответственном ему стиле. Секрет выразительности лица Джоконды в технике многослойной живописи «лессировке» (тонкие слоя краски поверх уже высохшей слоев). При прохождении света через прозрачные слои краски до полотна оно отражается и рассеивается совершенно по разному.
Поэтому выражение ее лица постоянно неуловимо меняется, оно действительно как живое. Но это-только начало эффекта, если вы измените точку просмотра, то лицо приобретет совершенно определенные очертания черепа. Ее височные впадины углубляться, глаза начнут проваливаться. И перед вами уже не будет улыбающейся женщины, а предстанет какой-то издевательский оскал, это очень хорошо видно на самом оригинале. Возникает сильный психологический эффект, эффект контраста, когда в одном образе сплавлены два совершенно противоположных начала.
Она для нас загадка. Во всем. Хотя бы возьмем ее волосы. Гений изначально нарисовал их светло-русыми, а теперь они потемнели и стали почти черные. Сначала картина была цельной, а теперь ученые увидели, что под ней скрывается еще одна картина.
Так кто она — иллюзия или реальность? Почему да Винчи именно так нарисовал эту женщину? Что гений хотел показать на самом деле?
Свежие комментарии