Авиационный шиномонтаж (35 фото)
Всегда хотели знать, как меняют покрышки на самолетах, но не у кого было спросить? Тогда эта статья для вас.
Ни для кого не секрет, что большие реактивные самолеты в полете убирают шасси. Это сделано для того, чтобы не портить аэродинамику самолета, убрать лишние сопротивления воздуха и увеличить максимальную скорость крейсерского полета.
Все самолеты убирают шасси по-разному: некоторые прячут стойки в специальные гондолы (Ту-134 и Ту-154)
Шасси могут прятаться в центр фюзеляжа как на большинстве самолетов, в их числе A-320:
и даже Як-40 (у него, как и у Боинга 737, шасси прячутся не полностью, а видны снизу:
На земле шасси являются объектом пристального внимания авиатехников и летчиков. Мало того, что они выглядят очень сложно, но они еще сочетают в себе множество систем: гидравлика, электричество, пневматика. Необходимо постоянно обращать внимание на целостность всех частей, трубок, проводов, шалангов и пружин, которые опоясывают систему шасси. Могут быть как механические повреждения, так и подтекания гидрожидкости (управление шасси осуществляется гидравликой), трещины металла и износ шин.
Выглядят шасси на земле примерно вот так.
Boeing-737:
Ту-154М:
Boeing-767:
Ту-154Б-2
Может возникнуть вопрос, а что будет, если шасси убрать когда самолет стоит на земле? Как вообще убираются и выпускаются шасси? Управление шасси осуществляется из кабины пилотом. Орган управления выглядит как рычаг — в одном положении шасси убираются, в другом — выпускаются. Почти на всех пассажирских лайнерах этот рычаг можно найти без особой подготовки быстро и легко. Как правило, он находится на центральной панели, и управлет им второй пилот, который сидит в правом кресле (иногда бортинженер, который сидит на некоторых отечественных самолетах по середине между пилотами).
Ручка выпуска шасси обведена красным квадратом.
На A-320:
На Boeing-767:
На Boeing-737:
На Ту-214:
Ну и на нашем родном Ту-154:
Так вот. А что будет если дернуть ручку на земле? Неужели самолет начнет убирать шасси и рухнет прямо на землю? Ничего не будет. Почему? Потому что самолет «знает», что он на земле. Осталось выяснить откуда он это знает. (Важно заметить,что некоторые самолеты все-таки могут начать убирать шасси, это относится в основном к спортивным и военным летательным аппаратам. Пассажирские лайнеры такого не допустят=) )
Вот ответ:
Видите под пружинкой кнопочку? Так вот это концевой выключатель, который при определенном положении всего механизма нажимается замыкая электрическую цепь. Как телеграфный ключ, только нажимается механизмами. Такие выключатели повсеместно используются в технике (ноутбук знает, когда вы закрываете крышку потому что там стоит такой же выключатель, микроволновая печь включается когда закрывается дверца, свет в автомобиле выключается, когда закрываются все двери — все это маленькие концевые выключатели или концевики, зачастую хорошо спрятанные).
На стойке шасси Ту-154 целый блок концевых выключаетелей сообщает самую различную информацию самолету:
На стойке, тут же рядом, есть подсказка какие концевые выключатели за что отвечают:
Теперь рассмотрим такой вопрос. А что делать, если нужно проверить работу шасси на земле? Очень просто. Надо «обмануть» самолет. Чтобы это сделать, самолет необходимо его просто поднять!
Часто это приходится делать глубокой ночью в ОЧЕНЬ плохую погоду прямо на улице:
Чтобы хоть как-то согреться, нужно вызывать машину подогрева.
Но самолет должен летать. Поэтому работу нужно выполнить, не затягивая. Нет времени ждать солнечного утра.
Иногда, когда свободен ангар, можно это делать глубокой ночью в ангаре:
А если повезет, то в ангаре и ясным днем:
Можно даже снять все колеса и заменить на новые, пока самолет «висит». Совмещение различных работ по техническому обслуживанию в авиации только приветствуется. Иначе потом никто не будет вывешивать самолет только ради колес. Придется работать маленьким подъемником.
Лучше всего гонять шасси во время выполнения трудоемкой формы обслуживания. Тут сразу большое количество специалистов может выполнять свою работу одновременно. Днем и в ангаре.
Итак, самолет на подъемниках и можно проверять шасси:
Сейчас вы увидите КАК это происходит. На самом деле у Ту-154 одна из сложнейших и самых завораживающих систем уборки/выпуска шасси. Как можно было придумать такой красивый механизм?
Современным Ту-154 эта система досталась в наследство еще от первых реактивных бомбардировщиков Туполева Ту-16.
Класс!!!
а то после авио выставки, никак немог понять как прячуться шасси.
А еще бывает, что когда что-то кто-то где-то проебёт то самолет ложится на пузо, в лучшем случае на АПА. Тогда сразу всем становится очень тепло, подогреватели-машины сразу становятся не нужными, общение между различными специалистами происходит на общепонятном и общедоступном языке. А невиновный техник самолета, как правило, получает по ебальничку. На гражданке за такой фокус обычно увольняют, но в наших доблестных ВВС обычно все заканчивается "строгачем" и синим ухом технаря. Если всех выгонят-кто воевать будет?