Партии израсходовали на политическую рекламу более 182 миллионов гривен
С начала избирательной кампании партии и блоки уже израсходовали на политическую рекламу более 182 миллиона гривен. Об этом заявила руководитель направления "Политическая реклама" в рамках проекта "Общественный мониторинг, финансирование парламентских выборов 2006 года" Анна Яровая на пресс-конференции в четверг, 16 марта.
Мониторинг, проводившийся с 26 ноября 2005 года по 1 марта текущего года, показал, что текущая кампания — самая дорогая в истории Украины.
Мониторинг определил 5 лидеров по затратам на политрекламу, у которых расходы превысили 10 миллионов гривен. На первом месте в этом списке Партия регионов (34 миллиона 392 тысячи гривен), на втором — Народный блок Литвина (30 миллионов 466 тысяч гривен), на третьем — "Наша Украина" (24 миллиона 758 миллионов гривен). Четвертое и пятое место занимают соответственно Партия экологического спасения "Эко+25%" и "Вече" — 23 миллиона 876 тысяч гривен и 13 миллионов 756 тысяч гривен соответственно).
Яровая подчеркнула, что партия "Эко+25%" ведет достаточно затратную кампанию, однако ее эффективность оставляет желать лучшего, так как избиратели получили мало информации о представителях партии и ее лидерах.
Во вторую пятерку вошли блок "Пора-ПРП", стоимость политической рекламы которого оценивается в 6 миллионов 946 тысяч гривен, Соцпартия (6 миллионов 690 тысяч гривен), "Европейская столица" (6 миллионов 405 тысяч гривен), Гражданский актив Киева (2 миллиона 474 тысячи гривен) и "Оппозиционный блок "Не ТАК" (4 миллиона 473 тысячи гривен). Блок Юлии Тимошенко за последнее время сместился с 8 на 13 место. Его расходы на рекламу составляют 2 миллиона 586 тысяч гривен.
Политическая реклама распределяется по видам СМИ неравномерно, поскольку реклама на телевидении в 2 раза дороже внешней рекламы и в 63 раза дороже рекламы в прессе. Яровая подчеркнула, что в настоящее время изменились направления расходования средств. Если в 2002 году субъекты избирательного процесса предпочитали телерадиорекламу, то на президентских выборах 2004 года добавились дополнительно такие направления, как антиреклама и визуальная реклама. Во время кампании-2006 особое внимание партии и блоки уделяют визуальной рекламе, которая сейчас занимает второе место после телерекламы.
По мнению Яровой, на прошлых парламентских выборах партии и блоки вряд ли расходовали меньше на рекламу, просто, скорее всего, эти средства пребывали в тени, а в настоящее время деньги тратятся более прозрачно. По данным эксперта, в 2002 году условная стоимость голоса одного избирателя составляла от 70 копеек до 7 гривен (7 гривен стоил голос за партию СДПУ(о), а самая низкая цена была на "Нашу Украину"). Прогнозируется, что в 2006 году этот показатель достигнет 50-60 гривен. Общая стоимость политической рекламы в 2002 году составляла 41 миллион гривен.
Фотошоп