Путешествие на Ямал (53 фото + видео)
Безлюдный ледяной край, снег, солнце, ветер, торосы Северного Ледовитого…
Здесь нет дорог, здесь на колесах можно передвигаться только зимой, прямо по тундре.
Итак, полуостров Ямал, бесконечная снежная пустыня, пограничная зона, крупнейший регион газодобычи … и невероятной красоты Север.
Что правда, то правда, дорог в общепринятом понимании сюда нет.
Зимой есть зимники. Их делают прямо по руслам рек, по притокам Оби, по тайге.
Десятки ледовых переправ, поселки, куда доступ летом только по воде, глухие места..Но сейчас я хочу рассказать именно о полуострове Ямал.
Дорога, а вернее зимник, на него идет со стороны Лабытнанги, от станции Обская.
Так и идет он все 550 км вдоль железнодорожной ветки Обская-Бованенково – самой северной железной дороги в мире.
По началу вокруг всё еще лесотундра, всё еще есть редкие лиственницы.
Вдали видны отроги Полярного Урала.
Но уже скоро деревьев всё меньше и меньше, исчезает последний кустик.
Впереди нас ждут семь дней тундры.
Первые пару сотен километров дорога отсыпана, мы едем в удовольствие, фотографируемся.
Дорога живая.
Десятки тяжелых грузовиков едут в Бованенково – главную перспективу Газпрома на сегодня.
С 1986 года в Бованенково строят железную дорогу.
Это трудная и непростая задача, построить её в условиях вечной мерзлоты.
Но поезда ходят.
Но ходят пока не до самого Бованенково, чтобы там не говорили официальные пресс-релизы Газпрома.
Дорога не достроена почти 30 км.
По-прежнему востребован труд простых водителей.
Вот так мы и движемся с нашими попутчиками в тундре.
Буквально год назад этот зимник обслуживали. Он был нужен.
Сейчас же почти все грузы идут по железке.
И зимник бросили.
Как только кончается отсыпка, начинается просто тундра.
Просто колея, сотни километров колеи в тундре.
Чуть небольшой уклон и есть шанс перевернуть 20-ти тонный длинномер.
Кого-то еще можно вытянуть, это делают.
Тросик можно дотащить только вдвоем.
Мы гости здесь.
Много машин останавливаются, любопытствуют. Говорят, Бованенково, Харасавей? Не доедем.
Фотографируют на память. Легковой техники здесь не бывает.
Но мы едем дальше.
Тут граждане спрашивали есть ли шиповка на колесах грузовиков, почему не едут с цепями и пр.
Друзья, это суровые будни Ямала. Тут люди живут в нечеловеческих условиях месяцами.
Это не Альпы и не зимники, где вы видели пузотерки.
Техника тут подобающая. Только полноприводные Уралы со всеми блокировками и КАМАЗы на колесиках высотой под полтора метра и с автоподкачкой.
Больше нет ничего, дальше только вездеходы.
Не уверен, что такие машины многие видели в принципе.
Зимник натаптывают прямо в тундре, по целине. Попробуйте так ехать хотя бы километр. А 100 км, а 500? Где возьмете солярку, тепло, еду?
Здесь слово шиповка или цепи звучат как минимум смешно. Никакого рубилова, всё четко и размеренно. Здесь сидеть нельзя. Ехать медленно, но ехать.
И хорошо, если средняя скорость движения составляет хотя бы 10 км/ч.
Кто не подготовлен или не может двигаться заканчивают так.
Легкомыслие здесь не к чему. Всё просто и конкретно.
Пробиваемся с трудом. Делаем много ошибок.
Смотрим как едут Уралы, учимся. Техника движения по тундре отличается кардинально от того, как мы привыкли ездить.
И как показал потом опыт, там, где пройдет Урал, там пройдем и мы. С трудом, но пройдем.
А вокруг тундра. И необыкновенное небо.
Фотографией передать это трудно.
Быстро темнеет.
Для ночевки ищем место повыше, чтоб ночью не замело.
Двигатели не глушим уже много дней.
Машина – дом родной, спим, готовим еду… всё внутри. Даром, что за бортом пока тепло, -32 всего.
Утро встречает нас неплохой погодой.
Вокруг олени. Видимо отбились от стада.
Снова колея.
Снова железная дорога.
Нам еще много по пути.
Впереди многочисленные песцы, куропатки, лисы, олени, ненцы… Ну и берег моря. Карского моря.
Вмороженные в лед морские суда и вахтовые поселки Севера.
До Бованенково остается совсем немного.
Дует пронзительный ветер.
Иногда по колее можно ехать аж 20 км/ч.
Где-то здесь к нам из ниоткуда приезжают ненцы.
Впечатление производят удручающее, просят хотя бы 500 рублей, “очень надо”.
Порой далеко в тундре появляются островки жизни.
Диспетчерская ж/д и по совместительству пост дорожников.
Жизнь налаживается.
Здесь уже зимник чистят.
Подходят к концу наши 570 литров солярки.
Но мир не без добрых людей.
В тундре солярку можно купить от 5 до 10 рублей за литр, против 25 в Салехарде. И при этом отменного качества.
В Бованенково нам и вовсе удалось договориться на 300 литров бесплатно.
С топливом здесь всё серьезно, здесь – это жизнь.
А бензина тут нет. Совсем.
Всё чаще появляется встречка.
Сначала такая.
А потом из-под вывески “Острожно, Белазы!” вот такая.
Caterpillar, вахтовики называют его гоблином.
Вокруг – Бованенково. Одно из крупнейших месторождений газа в мире.
Оказывается, это не один поселок. Их тут десятки. Большие и маленькие.
Повсюду машины снуют туда-сюда круглосуточно. Говорят, здесь работает около 5 тысяч единиц техники.
Целая сеть дорог прекрасного качества, как будто и не было 500 км голой тундры до этого.
Мы даже умудрились заблудиться здесь.
И все делают одно дело – готовят инфраструктуру для добычи газоконденсата.
Строят аэропорт, дома, ж/д, подготавливают скважины.
Пуск всего хозяйства планируется в 2012 году.
Но нам дальше, на море, на мыс Харасавей.
Темнеет в тундре красиво.
Встаем прямо на прозрачном льду какого-то озера.
Их на Ямале сотни и все проморожены до дна.
Ну и закат, его я не могу не показать.
Утром нас снова встречает живность, на этот раз парочка деловитых песцов.
Снова зимник, на этот раз Бованенково-Харасавей, всего 106 км.
Стоит плакат “обслуживается…”, на деле же просто воткнули вешки в тундру и всё.
Ж/д и здесь оттягивает трафик на себя, движения почти нет.
И вот мы на берегу.
Здесь куча металлолома и вдали лед Карского моря.
Плавучие краны стоят на своей ледовой стоянке.
Вот он, мыс Харасавей.
Где-то там, впереди, Новая Земля.
Повсюду техника в снегу, вагончики.
И никого нет, только три человека охраны.
А это собственно порт Харасавей.
Причал, склады.
Неподалеку лежит вертолет и несколько антенн ПВО, когда-то здесь стояла военная часть.
Вертолет упал на взлете в 1988 году, да так и остался лежать вмороженным в вечную мерзлоту.
71°11,062′ – самая северная точка нашей поездки. Севернее колесами можно добраться только в Тикси, да и то всего на 50 км.
Делаем отчетное фото и домой.
Теперь я был и здесь.
Дорога домой была непростой, попали в пургу.
Заметать стало еще в цивилизации.
И через несколько часов уже ничего не было видно. Ветер 20 м/с, при температуре -25.
Дорогу замело. Всё движение замерло.
Так и простояли мы в тундре двое суток.
А потом был снова зимник…
… небольшие посты дорожников…
… серьезные переметы, которые (о, удача) пробили до нас …
… снова мосты …
… следы человека в бесконечности …
… и всё, цивилизация.
Ледовая переправа через Обь Лабытнанги-Салехард.
Земля.
Эмоции переполняют до сих пор.
Многого не опишешь, не объяснишь. Да и нужно ли?
Как же хочется обратно, на Север, в тундру…
И я буду там снова. Обязательно буду.
ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!
Очень интересно, завидую белой завистью!!!