7 вопросов к каскадерам компании StuntArt

Есть такая порода людей, которых хлебом не корми, а дай спрыгнуть с крыши, вылететь в окно, подорваться в автомобиле или с азартом трусцой пробежать огненным факелом. Называют таких людей каскадеры. Их не показывают крупным планом, их имена ничего не значат для зрителя, они дублеры актеров и массовки в сложнопостановочных сценах, но именно благодаря им кино становится правдивым и зрелищным.

На мои вопросы отвечали сотрудники компании StuntArt: риггинг мастер Александр (Караед) Краевский и каскадер Олег Поддубный. Записала пресс-секретарь компании StuntArt Анна (Мона) Максименко.

Самое интересное Ужасное и страшное : 7 вопросов к каскадерам компании StuntArt
Немного информации: Риггер-мастер — это человек, который занимается подвеской трюкового оборудования, настройкой его и управляет действиями исполнителя. Страхует каскадера. Риггинг — это подвеска трюкового оборудования. Каскадер – это работа. Но иногда видя, какие выкрутасы творят эти люди, можно подумать, что это специально тренированные камикадзе. Как вас угораздило стать частью этого сумасшествия?

Краевский, Поддубный: Все приходят, в основном, из спорта. Специальных ВУЗов, готовящих каскадеров не существует. Кто-то с детства мечтает, кто-то случайно сталкивается и втягивается, это ведь дико интересная профессия.

Как появилась компания StuntArt?

Краевский: Костяк риггеров Шишкин-Аксенов-Краевский собрался в цирке, специалистов по подвеске в стране единицы, не исключено, что в Москве, например, мы такие вообще – одни. Володя Шишкин воздушный акробат, кому, как не ему, знать все тонкости работы «воздуха»? В какой-то момент поступило предложение заняться постановкой воздушных полетов Валерия Леонтьева в его шоу «Безымянная планета», которое было принято с удовольствием, три года катались по миру, набирались опыта. Потом судьба свела с Александром Гаврииловичем Абдуловым в «Естественном отборе» на канале «Рен-ТВ», там мы сняли годовой цикл передач и познакомились с Глебом Локшиным, который в свою очередь, представил нас Володе Орлову. Мы практически сразу начали работать вместе на проекте «Параграф-78» Юсупа Бахшиева. Так мы, в общем и попали в кинопроизводство.

Самое интересное Ужасное и страшное : 7 вопросов к каскадерам компании StuntArt

Современные каскадеры – кто они? Кто ими становится? Как проходит отбор на эту «должность», допустим, в вашей компании?

Поддубный: К Орлову приходят люди, которые работали практически со всеми постановщиками до этого, или по крайней мере, со многими, и имеют не просто опыт работы, а опыт работы на хорошем уровне. Не то, что стаж у них исчисляется годами, но это именно универсальные люди, много повидавшие работ, и сами — профессионалы-исполнители.

Несколько лет назад считалось, что российские каскадеры могут делать такие трюки от которых любой европеец и голливудский каскадер в здравом уме просто откажется. Какая ситуация сегодня?

Поддубный: Раньше у нас был железный занавес, о работе «там» не могло быть и речи. Сегодня – полная свобода действий, но мы все равно не можем посоревноваться с зарубежными коллегами на равных, так как наш кинематограф находится в худшем положении, чем их. У голливудских и европейских каскадеров иные возможности, они могут себе больше позволить технически, но зато у нас люди более безбашенные что ли, более отчаянные. За неимением профессионального оборудования, делают все на свой страх и риск. Такие люди, я думаю, в Голливуде бы пригодились.

Сегодня, конечно, можно закупать оборудование любого типа и кое-что закупается, но не все могут себе это позволить, разница в заработках отечественных и зарубежных каскадеров весьма существенна, а стоит все у нас дороже, потому что приходится растамаживать. Мы на оборудовании не экономим. У нас все свое, начиная с пневмо-оборудования, профессиональных страховочных жилетов со всеми вариантами зацепа исполнителя и заканчивая десендером – лебедкой для высотных спусков. Она вообще в России – единственная, разработана компанией StuntArt при технической поддержке завода «Факел».

Есть ли отличия в работе с нашими киношниками и с зарубежными?

По-разному. С какими-то голливудскими картинами приходится работать даже в худших условиях, чем у нас. Все зависит напрямую от уровня картины, от бюджета. Все почему-то уверены, что Голливуд это супер-порядок, все условия соблюдаются, это неправда, бардак существует и у них, это как попадешь. Я (Олег Поддубный) работал на ряде проектов, где все было совсем не идеально. Сейчас мы работали на проекте среднего уровня (Georgia), которому многие наши могли бы позавидовать в плане организации и порядка. То есть, все-таки да, за рубежом работать лучше. И лучше тем, что у них всегда есть second unit, а когда он есть, это значит, что мы работаем безо всяких проволочек, не теряем ни своего, ни чужого времени зря. А в наших продакшенах это бывает довольно-таки редко, из-за экономии средств все снимается одной группой.

Самое интересное Ужасное и страшное : 7 вопросов к каскадерам компании StuntArt

Из чего состоят тренировки каскадеров? Какие трюки считаются самыми опасными?

Поддубный: Самыми опасными, как и раньше, так и сейчас остаются трюки, связанные с высотой (высотные падения), работа с огнем, работа с автомобилями, перевороты машин. Ну, то есть, те трюки, в которых есть не только профессиональная составляющая, но и элемент везения. Потому что машину можно подготовить, просчитать теоретически все, а потом раз – и что-то идет не так. Существует доля риска. В первую очередь для каскадера важна акробатическая подготовка. Это, кстати, и для обычных людей полезно: растет ребенок, все равно мальчик или девочка, родители порой думают: в какой вид спорта отдать его? Предпочтительнее, конечно, в акробатический, это база, которая закладывается, координация, которая везде пригодится и проще потом будет уже в других видах спорта. Так и у каскадеров: при наличии акробатической базы переключиться на другие виды трюков уже проще. Ну, а остальное – по профилю. Водители – ездят, исполнители конных трюков – занимаются джигитовкой и так далее.

В киносреде есть масса примет. Если упал сценарий, нужно, прежде чем его поднять, на него сесть, даже несмотря на то, будет он в снегу или в луже. Есть плохие приметы у каскадеров?

Поддубный, Краевский: Одно время существовала такая примета, что нельзя фотографироваться перед исполнением трюков. Если ты уже готов и тебя зовут на площадку выполнять трюк, а кто-то вдруг подбегает с фотоаппаратом – обычно мы всегда отказываемся. Тут и суеверие (чтоб не сглазили) , и объективная реальность: отвлечешься – собьешь концентрацию перед трюком, а он как правило, связан с твоей жизнью. Есть еще общекиношная примета – нельзя грызть семечки на площадке. В свое время случилась такая история: шелуха от семечки попала в камеру, из-за чего весь материал был потерян, тогда еще не было плей-бэков, люди не видели, что сняли, так что дефект обнаружили только при проявке, был страшный скандал, и с тех пор семечки на площадке – табу…

Самое интересное Ужасное и страшное : 7 вопросов к каскадерам компании StuntArt

Как-то…

На съемках одной рекламы. В павильоне стояла кровать, на которой лежала супер-модель. Рядом с ней якобы Джеймс Бонд (Ивар Калныньш его играл), ну весь бондовский антураж, смешать, но не сбалтывать и так далее, пародия, в общем. По сценарию Бонд должен был проснуться, встать, тут вбегают бандиты, бах-бах, он начинает их раскидывать, но при этом главная героиня – эта самая супер-модель, камера направлена на нее и снимают как бы ее реакцию на происходящее. Олег Поддубный должен был перелететь кровать прямо над дамочкой, для этого ему выдали какой-то самодельный батут, который нашелся на студии, Олег прыгнул, батут порвался и каскадер с размаху упал прямо на бедную девушку со всей своей молодецкой удали. Получилось эффектно. Жениться, слава Богу, не пришлось, но возмущалась она долго. Потом пришлось «перепрыгивать» уже с земли и всякий раз девушка боязненно сжималась.

Есть у нас постановщик трюков Виктор Иванов. Недавно работали в Белоруссии, там по сюжету фура должна была падать в реку. В воде расположились аквалангисты-страховщики, суть трюка была в том, что каскадер разгонял фуру, пускал ее по нужной траектории в воду, а сам, естественно, выпрыгивал на ходу и машину летела в реку уже без него. Но аквалангисты об этом не знали, их никто не предупредил. В общем, после команды «стоп», когда после падения прошло уже минут пять, кто-то из аквалангистов спросил у Иванова: «А каскадер-то где?». Тот схватился за голову картинно, аквалангисты тут же в ужасе начали нырять. Ну, когда все насладились этим зрелищем поисков, признались конечно. Аквалангисты были недовольны, высказывались.

На проекте «Georgia» в свадебной сцене режиссеру в голову вдруг пришло, чтобы кто-то эффектно пролетел от взрыва и проломив собой потолок, рухнул на стол. Обычно такие вещи заранее репетируются, а тут времени было мало, обошлось почти без подготовки. Ну, подпилили планку в том месте, куда по нашим расчетам он должен был долететь, когда его дернет air rachet. Дернули Сережу Носуленко. Да так, что он не только не попал в подпиленную доску, но и вовсе перелетел всю крышу и вылетел из кадра на глазах у изумленной публики.

Вот такие они, каскадеры. Специально для kinoexpertа, http://kinoexpert.livejournal.com/593938.html

Комментарии через Facebook

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

...