Артикуляция; анаколуф; солецизмы; какология; клише.

Каноническим считается пример известной советской поэтессы Веры Инбер, которая в поэме про Степана Разина (изданной!!!) написала следующее: "Отруби лихую голову…". ГЛАВА 6. ОСОБЕННОСТИ АРТИКУЛЯЦИИ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А бывает так: поэт написал замечательное стихотворение, совершенное технически, читает его с выражением, а все вокруг покатываются со смеху. Дело в том, что можно совершенно неосознанно допустить артикуляционные ошибки. Артикуляция — это, по сути, произношение. Какое же отношение оно имеет к написанию? Иногда поэт пишет так, что как ни читай, получается либо пошлость, либо бред. А на бумаге выглядит красиво. Каноническим считается пример известной советской поэтессы Веры Инбер, которая в поэме про Степана Разина (изданной!!!) написала следующее: "Отруби лихую голову…". Полагаю, понятно, что получается при прочтении. В ответ на это замечательный поэт N ответил эпиграммой:

Ах, у Веры, ах, у Инбер, ах, такой высокий лоб,
И смотрел бы, и смотрел бы, и смотрел бы на неё б.

Прочитайте быстро. Тоже весело получается.
Приведу сейчас ещё несколько примеров подобных ошибок, которых стоит избегать. Замечательный бард Александр Карпов рассказывал, что, сидя в жюри на одном фестивале авторской песни, он слушал девочку, которая проблему женского одиночества выразила словами "И цел к утру мой чёрный хлеб…" Все остальные недоумевали, почему Карпов покатывался со смеху.
Не менее замечательный бард Алексей Нежевец как-то исполнял со сцены песню Виктора Третьякова "Тюбик". В песне есть строка: "Люблю — и баста!". Нетрудно догадаться, как спелась эта строка у Нежевца, и после концерта к нему подошёл гомельский исполнитель Игорь Сильченко, подколов его этим моментом. На следующий день на концерте закрытия сам Сильченко пел песню, в которой встречается строка "Когда любови с нами нет…" У Сильченко вышло "Когда любовь, весна, минет…", чем его, в свою очередь, впоследствии огорошил Нежевец. Отмечу, что тут ошибка не только исполнителя (хотя его в первую очередь), но и автора, который пишет строки, в которых можно допустить такую оговорку.
Совсем недавно рассказали замечательную фразу, встреченную как-то в песне одной девушки на очередном фестивале: "Искала, выбирала я тебя…" Из чего, из чего выбирала?…
Наконец, на фестивале в Орше некий молодой человек довольно высоким голосом спел в своей песне строку: "Он с оргазмом смотрел на меня…" Все, кто стоял у него за спиной, сложились от хохота. А жюри недоумевало, почему все смеются. Мы у него потом спросили. Оказалось, что строка звучит: "Он с сарказмом смотрел на меня", а распространение звука по помещению искажает его, и получается вот такая штука.
Бывает и иначе. Порой получается не пошлость, а просто какое-нибудь прикольное слово, вызывающее смех. Например, у Иващенко и Васильева в песне "Пескарики" есть строки: "плывут у бережка реки…". Но при исполнении бережок и река сливаются, и сами авторы признались, что после концертов к ним частенько подходили люди и спрашивали, кто такие бережкарики. И даже записки присылают: "Спойте песню про бережкариков".
Другим примером может быть известная поп-композиция "Вены-реки" в исполнении Анастасии Стоцкой. К словам-то в поп-музыке прислушиваешься редко, они не слишком важны. Но всё же… Стоцкая сильно сливает слова в строке "Реки любовь от меня прочь умчали". Получается странный глагол "прочумчать". Что такое чумчать?
В общем, чтобы в ваших стихах не чумчали бережкарики, необходимо после написания несколько раз себе с выражением это прочитать. Или кому-нибудь другому. Чтобы понять, как это слушается.
Ещё общая рекомендация: мнение ваших родственников и друзей о ваших стихах предвзято и не имеет никакой ценности. Правду вам скажет только малознакомый человек.
Теперь о стилистических ошибках. Наиболее часто встречается в поэзии так называемая амфиболия — двусмысленность; фраза или предложение, которое вследствие некорректного построения может быть понято неверно или двояко. "Как только с трибуны сошла доярка, на неё тут же залез председатель"; "Дубровский убил медведя, и Троекуров приказал снять с него шкуру". Старайтесь избегать подобных оборотов по понятной причине. Поэтическим примером амфиболии может служить следующее:

Брега Арагвы и Куры
Узрели русские шатры. (А. Пушкин)

Возникает невольный вопрос: кто кого узрел?
Молодые поэты частенько допускают более грубую стилистическую ошибку — анаколуф. Это синтаксическая несогласованность членов предложения, допущенная автором по небрежности, либо задуманная как стилистический (часто — комический) приём. "Мне совестно, как честный офицер" (А.С. Грибоедов). Анаколуф может позволить применить как приём только очень грамотный человек в целях имитации неграмотности. Следите за падежами и родами в стихотворении. Отговорки, что это написано от души и иначе нельзя, — это бред сивой кобылы. Писать и говорить надо в первую очередь грамотно.
Частенько поэты неоправданно используют солецизмы — неправильные языковые обороты, тем не менее, не нарушающие смысла высказывания (например, "Сколько время?" — это неграмотно, хотя мы так частенько говорим). Солецизмы допустимы в поэзии только для создания какого-то стилистического эффекта, может быть, разговорной речи.
Ещё одной распространённой стилистической ошибкой является какология (да, смешное слово, но что поделаешь!). Какология — это неправильное сочетание слов в предложении (“одержать успех” вместо “одержать победу” и т.п.). Не менее часто говорят "поднять тост". Запомните, прошу: поднять можно бокал, а тост можно только произнести!
Довольно часто поэты перенасыщают свои стихи всяческими клише. Например, "золотая осень", "мама — самый родной человек". Это всё, конечно, верно, но настолько уже избито — до умопомрачения. Рифмы вроде "любовь — кровь", в общем-то, из той же серии. Призываю: ищите новые, не использованные до вас образы, новые темы, новые вариации старых тем. Ведь мир, по сути, бесконечен, бесконечно и количество образов. Приведу, как пример, невероятно красивые строки о женщине:

Я позабыл честь
Ради твоих ног…
Бог, в сущности, есть.
Ты, например, Бог. (А. Алексеев)

Каково, а? При банальной фразе "Бог есть" мы думаем совершенно о другом. А тут, обыкновенно, будто для случайного примера: "ты, например, Бог".
Кстати, о Боге. Я вас искренне прошу: лучше не пишите на эту тему, тем более, если не уверены в своих силах. О Боге написано столько отвратительных стихов, сколько не написано даже о любви. И каждый бумагомаратель считает своим долгом написать о Боге. И в стихах их много нового и прекрасного, только вот новое не прекрасно, а прекрасное не ново. В качестве противопоставления можно привести блестящее и невероятно сильное стихотворение о Боге, пожалуй, самое сильное, что я встречал — "Давайте придумаем нового Бога" Дмитрия Растаева.

…Он будет распят на обычной берёзе,
У тысячи Родин без срока отобран.
На самом суровом славянском морозе
Стеклянными станут священные рёбра…

В стихотворении Растаева — не банальный пересказ Библии или своего отношения к религии. Тут — взгляд со стороны. Случайного прохожего. И потому — необычайно страшный и верный.
Наконец, одной из наиболее распространённых ошибок является авторская глухота — явные стилистические и смысловые ошибки в художественном произведении, не замеченные автором. Причины этих ошибок объясняются по-разному: результат небрежности или неряшливости писателя, порой они возникают непроизвольно, когда увлечение главной задачей вытесняет из поля внимания отдельные детали. Вот несколько примеров:
у М. Лермонтова:

И Терек, прыгая, как львица
С косматой гривой на хребте…

(грива растет только у льва и не на хребте, а на шее);

у А. Фета:
О первый ландыш! из-под снега
Ты просишь солнечных лучей.

(из-под снега вырастает подснежник, а не ландыш, который появляется уже в разгар весны);

у И. Уткина:
Не твоим ли пышным бюстом
Перекоп мы защищали?

(советские войска в гражданскую войну не «защищали», а штурмовали перекоп).
Иначе говоря, если вы о чём-то пишете, постарайтесь как можно более досконально разобраться в объекте ваших поэтических исследований и не допускайте подобных ляпов.

http://timopheus.na.by/poezia6.html

Комментарии через Facebook

Читайте также:

Комментариев нет

  1. Аноним:

    Хорошо, хоть ссылка на сайт есть…

    Тим J.Скоренко, автор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

...