Шарше ля фам или место женщины в религии

Часто приходится общаться с женщинами-вайшнави. Детали различаются в каждом конкретном случае, но обобщенно картина выглядит примерно так.

Живет себе на свете девушка. Обычная биография, — детсад, школа, институт, переходный возраст, характерные для этого возраста поиски смысла жизни, депрессии и склонность к самоубийству, мечты, первая любовь. Глубоко и искренне задумывается, читает, верит во что-то, ищет идеал, считает, что никто (а тем более родители) ее не понимают, чувствует себя одинокой.

В какой-то судьбоносный момент на улице встречает Его. Нет, не "Его" в смысле "большую любовь", а посланника Бога, провозвестника истины. Ну может быть, не на улице встречает, а через друзей знакомится или книжки случайно покупает в магазине эзотерической литературы. В любом случае, это знак свыше, это послание Бога, подарок судьбы. Посланник выглядит совсем не так, как все; он резко выделяется из толпы своим внешним видом. Его странные шафрановые одежды (или неглаженные штаны), лысина с хвостиком (иногда скрываемая неуклюжей кепкой), неизвестно какого происхождения акцент (характерный для тех, кто наслушался лекций американских и индийских проповедников и пытается их имитировать), беспричинная блаженная улыбка, проницательный и милостивый взгляд делают Его в круглых глазах оторопевшей девушки человеком на порядок выше других, не от мира сего. Конечно, это же надо через себя перешагнуть, чтобы появиться на улице в таком виде. Безусловно, Он — просветленный и может наставить на путь истинный.

Дальше первое посещение храма. Первые впечатления — сладкий запах благовоний, смешанный с запахами вкусных специй одетые по-индийски русские мужчины и женщины, благожелательная улыбка и участливые вопросы симпатичной девушки или парня при входе (работа у них такая, — гостей встречать), индийская музыка, цветы, яркие картинки, красивый алтарь. Потом киртаны, лекции, садху-санга (общение с вайшнавами).

Возвращается домой, — а там все по-старому, рутина, быт. Родители достали. Вдохновенно, с горящими глазами рассказывает им о преданных и о храме, — они странно смотрят, предлагают отдохнуть, полечиться или заняться полезным делом, да и вообще это крыша едет оттого, что в девках засиделась. Они вообще ничего не понимают, куда им, презренным обывателям и материалистам. Постепенно конфликт нарастает и становится невозможным жить вместе. А образования еще нет, деньги на самостоятельную жизнь зарабатывать пока не умеет. Да и в институте учат тому, что совершенно бесполезно и не имеет никакой ценности для духовной жизни. Там ведь, как теперь выяснилось из лекций просветленных, преподают карми и демоны, которые едят мясо и привязаны к материальным наслаждениям, чему же они могут научить. Истинное образование — это знание о душе и о Боге. Хорошо, что посланники Бога вовремя встретились и открыли ей глаза, тем самым спасая ее от материалистичного образования. Так что институт можно забросить. Теперь демонические родители совсем не на шутку встревожены и разгневаны, надо куда-то от них сбежать.

Но по милости Бога в храме, оказывается, можно жить. Для неофитов, каковой сейчас и является новообращенная девушка, служение дается попроще, чтобы воспитать смирение, послушание и терпение. Она может прибираться в храме, чистить картошку на кухне, делать гирлянды для Божеств. Когда проснется такое желание и будет достаточно начитана и подкована, может брать книги и распространять их на улице. Это особое служение, результаты которого превосходят все блага всех трех миров. Зимой бывает холодно ногам, да и легкая курточка в мороз как-то не греет, поэтому замучал непроходящий кашель. От тяжелых книг срывается спина и появляются женские болезни. Но чего не сделаешь для Миссии. Нужно превратить свою жизнь в непрерывное подношение Учителю и Богу, принести себя в жертву.

Вообще разновидностей служения много. Не обязательно распространять книги, если не хочешь. Можно работать во всех областях вайшнавской деятельности. Безусловно, что бы ты ни делала, — все это сугубо на добровольной основе, никто не заставляет, в любой момент можешь уйти. Милость и вечные блага, которые ты обретешь после смерти не идут ни в какое сравнение с сиюминутными сомнительными материальными наслаждениями, которые дают деньги. Поэтому зарплата не полагается. Деньги губительно и тлетворно действуют на преданного, еще неокрепшего и незрелого в духовной жизни. Деньгами должны распоряжаться те, кто уже достаточно продвинулся и твердо стоит на Пути, — они умеют правильно распределять деньги и они лучше знают, что нужно для твоего духовного блага. Они раз или два в год съездят в святые места Индии, вернутся сияющие, преисполненные блаженства, и на лекции расскажут о своем паломничестве, прольют нектар. За хорошее и продолжительное служение на тебя тоже обещают пролить милость и предоставить поездку в Индию. Пока ты еще не заслужила, не доросла. Может быть, есть какая-то вероятность, что лет через -надцать такая милость и прольется. Но не у каждой хватает здоровья и сил дожить до тех благословенных дней, продолжая служение в храме.

Постепенно наивная, искренняя, ищущая истину девушка превращается в другую личность. В кого она превращается, — есть много вариантов, это зависит от ее внутренней силы и природных склонностей. От забитого, безропотного, глядящего мужчинам-вайшнавам только на стопы, внутренне опустошенного, с умерщвленными или заганными глубоко в подсознание чувствами бледного бесполого-бесплотного духа, — до циничной, практичной, хозяйственной, лицемерной, искушенной в притворстве и игре умными словами, сварливой, бесчувственной и стервозной "матаджи", которая также внутренне опустошена и несчастна, но умеет это тщательно скрывать.

В любом случае вайшнавское общество участливо-заботливо подталкивает ее к замужеству. Слишком затянувшееся отсутствие у девушки-вайшнави мужа является неприличным дефектом, бедой. Само собой разумеется, что муж должен быть вайшнавом, чтобы вести женщину по духовному пути. Потому что у женщин нет разума. Женщина не может прогрессировать в духовной жизни без мужа. Именно служа мужу, женщина обретает шанс получить рождение в теле мужчины в следующей жизни. А уж тогда и начнется ее духовная жизнь. Не раньше. Да, безусловно, если женщина не хочет выходить замуж, она все-таки может получить мужское тело в будущем, если будет хорошо служить учителям и другим мужчинам-вайшнавам. Секрет духовного продвижения женщины — слушать и служить мужчинам.

Девушка может дождаться, когда какому-нибудь прабху станет невтерпеж от воздержания и он решит жениться (что считается падением для мужчины). Или она может обратиться за помощью к старшим преданным. Они ей помогут подыскать пару. Все это детали, конечно в каждом случае это по-разному. Так или иначе она выходит замуж. Редко это бывает по любви. Любить духовный человек не должен, потому что это слабость, сентименты, грех, вожделение, недостаток разума. Выбор пары напоминает выбор нужной вещи на прилавке или покупку коня. Оцениваются и принимаются в расчет приблизительно следующие качества кандидата — он инициирован или нет, соблюдает ли садхану, занимается ли санкиртаной, выполняет ли наставления Учителя, регулярно ли читает джапу, изучает ли шастры, хорошо ли ведет киртаны и лекции и тд.

О чувствах и взаимоотношениях имеют весьма смутное, почерпнутое из священных писаний, представление. С первых же дней семейной жизни начинаются проблемы. Тщательно скрываемые в подсознании чувства, ожидания, претензии вдруг всплывают на поверхность и дают о себе знать в самых неожиданных местах. Что бы ни случилось, в большинстве случаев "шарше ля фам". Женщина оказалась недостаточно смиренной, отрешенной, скромной, терпеливой, молчаливой и безропотной, какой она старалась и должна была казаться. Мужчина с удивлением вдруг обнаруживает, что она не умеет обуздывать свои чувства и желания (то есть недалеко ушла от него самого). Ведь говорили же на лекциях, — не женись, женщина это майя, исчадья ада, они жадные, похотливые, эгоистичные, тупые животные, они созданы для того, чтобы приносить проблемы и мешать на духовном пути. Забывается или игнорируется то, что взаимоотношения — это зеркало, ты видишь себя в другом, такой какой ты есть, без прикрас.

Женщины-вайшнави смиряются с этим. Внутри, конечно, есть протест. Но это — ложное эго, с ним надо бороться, его надо подавить в себе. Счастья это не прибавляет и удовлетворения не приносит. Разводы в вайшнавских семьях бывают ничуть не реже (если не чаще), чем у материалистов. Это не только в данной религии, и не только в религии вообще. Женщины привыкли жить, подчиняясь этой системе. Так жили их мамы и бабушки. Другого примера в прошлом у них нет. Все мировые религии, мифы, легенды и государственные программы создаются мужчинами и для мужчин. Наивно полагать, что мужчины заботились при этом "об их же благе". Ни о чем, кроме собственного комфорта и безопасности они не заботились, создавая и поддерживая ореол святости вокруг себя. Все беды и пороки исходят из женщин. Поэтому они должны чувствовать себя виноватыми и стремиться искупить свою вину служением мужчине, "исправиться", стать "ведическими" женами.

Пытаясь следовать любой патриархальной религии или системе, женщина в итоге получает разочарование и опустошенность. Она не получает реальной помощи в самоосознании и духовной практике. "Духовная практика" для женщин в религии сводится к служению мужчинам, занимающимся духовной практикой. Конечно, преодоление трудностей делает человека сильнее и мудрее. В этом смысле здесь есть определенные плюсы, потому что мужчины милостиво устраивают женщинам предостаточно трудностей, так что есть над чем работать. Также у женщин есть необъяснимая склонность к самопожертвованию и даже желание жалеть себя, быть мученицей. Из-за этой склонности многие из них упорно продолжают следовать религии или системе, которая о них не заботится, но даже наоборот, создает кучу трудностей.

Если я не хочу быть жертвой и следовать унижающей меня системе, это не значит, что я объявляю войну этой системе, или считаю ее негодной вообще. Эта система нужна тем, кому она нравится, поэтому пусть себе будет. Осколки истины в той или иной степени есть во всех точках зрения. Но на обладание абсолютной истиной не может претендовать никто. В вайшнавской философии есть такие области, где отождествление себя с мужчиной или женщиной теряет свою актуальность и всякий смысл. Стираются границы, порожденные отождествлением себя с телом. Но, даже когда говорят об этих вещах, снова слышится разделение живых существ по телесным признакам, — "даже шудры, животные и женщины могут заниматься этим процессом и духовно прогрессировать".

Я вижу, как в ИСККОН (или другой маттх) приходят нормальные молодые девчонки; их лица сияют энтузиазмом, глаза светятся счастьем от соприкосновения с чем-то возвышенным. И в течение нескольких лет (или месяцев) это сияние как-то угасает, глаза отводятся в сторону или надевается маска напускной радости, приблажности. Спрашиваешь ее, ты же раньше пела (танцевала, рисовала, стихи писала, мечтала стать врачом, археологом), а сечас что, забросила? А сечас есть дела поважней, — служение, обязанности; для всех этих глупостей нет времени, да и все это майя.

Соприкоснешься с женским вайшнавским коллективом изнутри, в их ашраме, — и ужаснешься. Склоки, интриги, упреки, слежка друг за другом и стукачество, нравоучения, жалобы, истерики. Воздух пропитан злобой настолько, что кажется, ее можно потрогать. Если бы каждой из них на мгновение остановиться и задуматься, — а зачем я здесь, что я делаю, как я докатилась до такой жизни. Может быть, стоит побыть одной, в тишине и посмотреть на себя со стороны. Ну не свойственно женщинам в природе сбиваться в стаи и жить плотной кучкой, не естественно это для них. Естественно время от времени встечаться с подругами и болтать. Но жить предпочитают каждая в своем гнездышке. И заниматься мужской деятельностью для женщины тоже не естественно.

Мужчины-проповедники на это обычно говорят, что наши "естественные" побуждения чаще всего греховные, и следование им приводит к падению, надо себя исправлять (другими словами ломать свою природу). Хорошо, уважаемые мужчины, покажите пример. Как вы можете заниматься неестественной для мужчин деятельностью и быть при этом счастливыми. Понянчите хотя бы с недельку новорожденного, который орет и днем, и ночью; повышивайте крестиком, повыщипывайте себе брови, побрейте ноги, позанимайтесь домашним хозяйством, побродите часик-другой-третий по супермаркету, посмотрите мыльную оперу, показ мод, забудьте про футбол. Ну как, счастливы? Человек может быть счастлив, или по крайней мере умиротворен, только в естественной для него обстановке, только на своем месте и занимаясь своим делом. В чужой и незнакомой ему области даже Эйнштейн будет дураком. Можно перефразировать "даже шудры, мужчины и Эйнштейны способны достичь успеха в кормлении младенцев, выщипывании бровей, мытье посуды и вышивании крестиком, если будут искренне стараться и смиренно вопрошать женщин о том, как это делается".

Умиротворенность способствует тому, чтобы у человека возник интерес к самоосознанию. Находясь в тяжелых условиях, мы думаем только о том, как бы выжить и найти способ изменить жизнь к лучшему. Слишком тяжелые условия не оставляют даже возможности подумать. Становишься ослом, — работаешь, ешь и спишь. Занимаясь чужим делом, мы постоянно находимся в стрессе, ни о каком мире не может быть и речи. Не нужно женщине стараться угнаться за мужчиной в мужской области. Нужно постараться понять себя и найти свой путь. Мы, женщины, не такие стадные существа, как мужчины. Это мужчины сбиваются в кучки, партии, военные отряды, ашрамы, монастыри, в большие массы, которые воюют друг с другом. Женщине больше свойственно жить по отдельности.

Все, что могу посоветовать девчонкам, которые уже попались в эту машину, перемалывающую людей, или только "на подходе", — любите себя, не приносите себя в жертву и не считайте себя виноватыми. Никто ни перед кем не виноват в том, что он такой есть. Пусть чувство вины за то, что вы женщина, и желание принести себя в жертву не будут основными мотивациями вашего выбора. Не нужно думать, что мировые религии и разработанные системы — это единственные возможные пути к познанию истины, и вам лишь остается выбрать, кому следовать. Позвольте себе сомневаться и заниматься самостоятельным поиском. Конечно, оторваться от Стаи страшно — заклюют или отвернутся. Запугают одиночеством, предадут анафеме. Есть о чем задуматься, — а истинные ли это друзья, которые проклинают тебя за желание самостоятельно искать истину и благосклонны к тебе только пока ты им полезна и удобна? Но пора понять, что мы абсолютно одиноки. Можно продолжать внешне жить в Стае, но внутри осознавать себя одиноким. С осознания своего одиночества начинается самоосознание.

Комментарии через Facebook

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

...